Проект Тема: «Творческая лаборатория учителя изобразительного искусства»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Михайловская средняя школа» Саргатского  муниципального района
Омской области









Проект
Тема: «Творческая лаборатория учителя
изобразительного искусства»





                                                       Составила:  учитель изобразительного
                                                                                           искусства I категории
                                                                           Мурзина Наталья Васильевна















2018-2019 уч.год



            СОДЕРЖАНИЕ:



          I.      ПОИСК ПРОБЛЕМЫ.
          II.    СИТУАЦИЯ УСПЕХА.
          III.  РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ.
          IV.  ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  
                  ИСКУССТВО».
          V.    ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ.
                   а) Чему учить?
                   б) Как учить?
          VI.   ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


























Эпиграф:                                          «Воспитатель, который не сковывает, а
                                                            освобождает, не подавляет, а возносит,
                                                            не комкает, а формирует, не диктует, а
                                                           учит …  переживает вместе с ребенком 
                                                           много вдохновляющих минут».
                                                                                                              (Я. Корчак)
I.   ПОИСК  ПРОБЛЕМЫ

Проблема: «Творческая лаборатория учителя изобразительного искусства»



II.  СИТУАЦИЯ УСПЕХА

Без творческой лаборатории нет и Учителя. Безусловно, творческая лаборатория учителя - это программы и учебники по предмету;

-         оснащенный кабинет со всем необходимым инвентарем, оборудованием, мебелью;
-         творческие работы детей;
-         педагогическая и методическая литература;
-         современные технические средства обучения;
-         поурочные и календарно - тематические планы уроков;
-         таблицы и дидактический   раздаточный  материал;
-         коллекции;
-         альбомы;
-         предметная библиотечка -  журналы, газеты, детские книги, рефераты и  доклады учащихся;
-         заготовленный природный материал;
-         самодельное учебное оборудование;
-         различная документация;
-         доклады и выступления учителя на различных уровнях;
-         открытые уроки;
-         анкеты;
-         фотографии;
-         открытки и т. д.
Все это создано для успешного сотрудничества ученика и учителя.
Однако технические и дидактические средства сами по себе не повышают эффективности урока. Сотрудничество ученика и учителя логически завершается сотворчеством.

Ш. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Наконец конструируется полнота решения проблемы. Главной составляющей творческой лаборатории учителя является педагогическое  творчество. Для творческой личности характерен своеобразный образ жизни, главные признаки которого неудовлетворенность и постоянный поиск нового. Учитель- творец всего доброго, ценного, возвышенного, прекрасного.
          Общеизвестно, что творчество само по себе не приходит к ребенку. Каждый ребенок неповторим. Творческие способности также неодинаковы. Но задатки творческих способностей присущи любому ребенку  и задача учителя раскрыть и развивать их. Важно помнить, что цель творчества сам человек, в данном случае – ребенок. Творческий потенциал учителя остается не реализованным,  если не найдет поддержки ученика. Самые оригинальные решения дают педагогический эффект только в том  случае, если они опираются на сотворчество ученика. А сотворчество ученика и учителя наиболее полно реализуется в творческих ситуациях.
                 Внедрение сотворчества учителя и ученика в жизнь современной школы предполагает охват всех сторон жизни: познания, учения, отношения, деятельности, общения и т.д.
                  Есть в педагогике термин – учебно-воспитательный процесс, но есть и другой - воспитывающее обучение. В сегодняшней действительности нам надо стремиться вырастить в первую очередь Человека, а уж потом математика, химика, писателя, строителя, потому что только Человек способен  достичь вершин мастерства, профессионализма, потому что он живет не просто среди  людей, но и для людей, а это обязывает ко многому. « Если  я только для себя, то зачем я?». В наши дни особенно актуально звучат слова великого педагога В. А. Сухомлинского: « Быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем. Без участия в воспитательной работе вся педагогическая культура, все знания педагога являются мертвым багажом»
                  С такими размышлениями я подошла к преподаванию предмета «Изобразительное искусство»

IV. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

                 Учителем изобразительного искусства я начала работать с августа 1995  года, спустя 2 месяца  сразу после окончания Омского педагогического училища №1.
                  Первые шаги ребёнка в мире искусства – шаги на пути к себе, к своим творческим возможностям, это первые опыты в овладении духовным наследием человечества. Очень важно, чтобы рядом с ребёнком, открывающим мир красоты, был взрослый (педагог), готовый всегда подсказать, посоветовать, как и в каком направлении лучше взглянуть на тот или иной предмет, чтобы не просмотреть, не пропустить значимого, важного, прекрасного. Учитель изобразительного   искусства должен находиться в постоянном поиске новых методов и приёмов преподавания, а потому работа в его творческой мастерской не прекращается никогда.
                 Особое внимание  уделяется  укреплению и сохранению здоровья детей, развитию художественного вкуса, фантазии, творческих способностей, воспитанию  чуткости и стремления к красоте, формированию художественно – образного мышления.

V. ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ
(Педагогические находки в моей творческой лаборатории)

1)Чему учить?
              На первом, вводном уроке, вместе с детьми тщательно планируем, проектируем свою деятельность. У каждого ребенка есть свой «любимый» раздел программы, и, он вправе выбирать, чем он хочет заниматься. В результате творческих исканий, мы заранее расписываем, какие уроки будут носить  национальный характер, стараемся такие уроки планировать в каждом разделе.
                Наиболее оптимальной программой для меня является программа Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд».
                Приобщение учащихся к красоте, открытие в них способности чувствовать прекрасное, привитие им колористической культуры – долгий процесс, состоящий из определённых, вытекающих друг из друга шагов.

2)Как учить?
               Педагогический процес с- это тоже трудовой процесс, и поэтому надо знать, к чему идти и что хотим сделать из своего материала. Если золотых дел мастер испортит золото, золото можно перелить. Если портятся драгоценные камни, они идут на брак. А наша продукция- человек! Брака в работе быть не должно. Порча человека есть огромное преступление. Над этим материалом нужно работать четко, заранее определивши, что хотим сделать из него. Мало  иметь только учительский диплом и определенные навыки преподавательской работы. Надо владеть еще величайшим из искусств- искусством любить детей. Как сказал М.Горький: «Всякое дело надо любить, чтобы хорошо его делать». За время преподавания нам с детьми удалось установить взаимный контакт и  уважение, добрые, теплые отношения  (в отношениях «ученик- учитель», «ученик- ученик») и уважение к предмету «Изобразительное искусство».
                 Детям важно научиться видеть, чувствовать и принимать красоту сложных цветовых сочетаний; выражать при помощи цвета настроение светлой радости, тихой грусти или состояния тревожного беспокойства; формировать ценнейшие качества культуры зрительного восприятия – умение всматриваться в окружающий мир, понимать замысел художника, а следовательно, глубже понимать и саму жизнь. Очень важно освоить учащимся работу с красками и  кистью, графическими материалами, научиться пользоваться линией, пятном.
                Следующий этап познания – узнать об истории возникновения пейзажа. Знакомство с различными пейзажами даёт возможность увидеть, почувствовать и осознать, как менялось отношение природы в разные исторические эпохи. Полученные знания учащиеся успешно реализуют в своих практических работах.
               Отрадно, что в последние годы поменялась позиция ребенка к  предмету -  на уроке он обязан работать. Содержание, цели, принципы, методы обучения обязывают к этому. Методы и приёмы преподавания предмета «Изобразительное искусство» предполагают сотворчество учителя и ученика и возможность диалога на уроке. Важно помочь детям найти лично для них значимый смысл обучения, поэтому необходимо чередовать уроки индивидуального практического творчества с уроками коллективной творческой деятельности. «Изобразительное искусство»-  это специфический предмет, который нацелен на развитие. Ведь не у каждого ребёнка развиты художественные способности, а каждый ребёнок хочет рисовать, и рисовать красиво. Поэтому нужно применять разнообразные творческие задания, занимательные упражнения и кроссворды.
                Учитель в учебном процессе - организатор урока, педагогический консультант. Заставить ребенка работать на уроке невозможно. Чисто учительская цель - заинтересовать ребенка, создать ситуацию успеха и создать условия для детского творчества, т.е. мотивировать его на работу.  А чтобы такое творческое общение состоялось, надо научить школьников многому: ведь ученики должны обладать определенными умениями и навыками.
v Во- первых, уметь наблюдать, сравнивать, анализировать.
v Во- вторых, владеть культурой труда, и культурой межличностных отношений.
v В- третьих, работать с книгой (художественной, научно- популярной, публицистической, справочной).
v В- четвертых, овладеть базисными способами проектирования, моделирования, конструирования, доступных по сложности объектов и систем.
    Наблюдая за детьми младшего школьного возраста я поняла, что запоминает только тот, кто обладает хорошей памятью. Но ведь таких детей очень мало! Но привилегия  уроков изобразительного искусства в том, что у ребенка работают все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая (задействованы и руки, и глаза, и уши, и ощущения). Из жизненного опыта мы знаем, что если женщине, собравшейся  в поход,  рюкзак  собирает муж, то, чтобы ей найти какую- нибудь  вещь, надо перетрясти весь рюкзак! Так и с ребенком! Сам должен понять и положить знания и выбрать наиболее рациональное или оптимальное решение. Ведь знания у ребенка только те полезные, которые он  умеет применять на практике.
      Учитель - вечный труженик, но и он сегодня  находится  в новом положении - в не очень завидном , в невыигрышном. Раньше учитель являлся единственным источником информации, а сегодня источников информации очень много, да и возможностей у детей больше. Но у учителя за спиной богатый жизненный опыт, ведь «опыт никому не дается изначально и даже гениям» ( М.Цветаева).
Учитель сегодня не стоит на месте. Он смело взялся за технологизацию, компьютеризацию школьного пространства, за оптимизацию учебного процесса. На первый план выходит принцип коммуникативности и учитель сегодня работает не просто по определенным методикам, но и вынужден в силу творческого характера своей натуры и деятельности разрабатывать собственные коммуникативно - развивающие технологии. Чтобы эти технологии «работали» на уроке я четко формулирую для себя задачи на каждый учебный год. Например,
v заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей (адаптированность к уроку, настроение, самочувствие, правильное питание, личная гигиена, гигиена помещения, и т.д.);
v установка на развитие ребенка (из года в год пополнять знания, способствовать продвижению ребенка вперед, желание и готовность решать все более трудные задачи, сотрудничество, сотворчество);
v создать атмосферу радости в общении, в труде, учебе (труд детей не в тягость, а в радость; сделать « трудное - привычным, привычное- легким, легкое- приятным» - М.С. Громбах; пословица: «посеешь привычку- пожнешь характер»);
v установка на успех ( есть успех - есть и желание учиться; на успешное окончание любого дела, « все получится», «я умею радоваться успеху другого человека», «хочу стать лучше, чем вчера», хорошо учить всех без исключения; уверенность в том, что хорошее, красивое рождает доброе; сосредоточить внимание не на ошибках и промахах, а  на удачах и победах, пусть даже маленьких);
v пробуждать интерес детей к уроку, к предмету (проблемное обучение; постоянный поиск нового, неизведанного;
v оптимизация процесса обучения и воспитания (многовариативность решения проблемы - найти самый рациональный способ применения на практике);
v оказывать положительное влияние (общеизвестно, что положительное влияние могут оказать только те люди, которых дети любят, уважают; «все люди рождаются счастливыми», «каждый ребенок рождается принцем или принцессой») ;
v всегда настраиваться на мажорный тон урока (остроумие, доброжелательность и доверие, легкость, эмоциональность; преодоление трудностей вместе; радоваться удачам друг друга);
v видеть в детях только хорошее ( положительное и развивать их, а недостатки- чуть- чуть (для коррекции), не акцентируя внимания на них, они сами по себе сотрутся, исчезнут);
v больше отдавать, чем требовать;
v поддерживать интерес к духовным устоям и традициям своего края, народа; прививать любовь к земле, к труду земледельца;
v поиск истины и начала всех начал (дружить со всем живым, не причиняя вреда, не навредить ребенку;  проблема: «Как сделать так, чтобы ребенок, который ко мне приходит не делал, как я?»

VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    
               За  двадцать три года моей  работы с детьми я не только не потеряла интерес к своей профессии, но и всегда находила и нахожу в ней удовлетворение и вдохновение для дальнейших поисков. Верю в то, что каждая  личность важна сама по себе, что каждый  человек может путем самовоспитания  улучшить свою природу и что каждый ребёнок обладает уникальными способностями и возможностями внутреннего роста.
              Современной школе нужен именно  Учитель, формулой жизни и труда которого могут быть мудрые слова, не раз проверенные опытом лучших педагогов: «Хочешь владеть душами ребят - отдай им свою душу».












ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1) Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика?. М.:Просвещение, 1994.
2) Ильин Е.Н. Герой нашего урока. М.: Педагогика,1991.
3) Казначеева С. А. , Бондарева С. А. Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1 – 6 классы. Волгоград: Учитель, 2009. – 143с.:ил.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы