Эссе Мурзиной Натальи Васильевны


Эссе учителя изобразительного искусства
МБОУ «Михайловская СШ» Саргатского муниципального района Омской области
Мурзиной Натальи Васильевны

В двадцатом веке и в двухсотом —
Учитель вечен на земле, —
И. И. Бейнарович

               На Земле есть много профессий. Но среди этого многообразия профессия учителя, на мой взгляд, самая удивительная и не совсем обычная.
Согласно словарю Ожегова, учитель- это лицо, которое кого-либо чему-либо обучает. Учитель - это профессия вне времени, моды и географии. Являясь одной из древнейших, она остается востребованной всегда.
         «А зачем нужен учитель сейчас? Ведь есть компьютеры, планшеты, с помощью которых можно найти любую информацию» — скажете вы.
Но ведь все эти гаджеты нужно кому-то создавать. И вы со мною согласитесь на все 100%, что этот создатель — человек образованный и имеет школьное образование за плечами.
          Лучшая награда для учителя – достижения его ученика, который превзошел своего наставника.
                
          Мой предмет - изобразительное искусство. Свой предмет я выбрала еще в детстве, ведь я всегда любила рисовать, и рисовала везде и всегда, когда было и весело и грустно, когда хотелось плакать, когда все было хорошо. Особенно мне нравилось изучать натуру, понимать, как рождается цвет на бумаге, как происходит рождение картины.
              Искусство, творчество - это особая магия, которая затягивает тебя в увлекательный и необычный мир, со своими законами и правилами. Но не всё поддается объяснению. Порой, ученик не любит математику или химию, на переменах «стоит на голове», а приходит на урок изобразительного искусства, и его не узнать: внимательный, участвует в дискуссиях, активно работает на уроке, у него все получается и настроение прекрасное. А когда дети счастливы, урок проходит весело и плодотворно.
            Не у всех есть склонность к рисованию, но у каждого есть фантазия, своё видение, свой стиль рисования. Мне очень интересно наблюдать за развитием мысли, творческим процессом детей, за тем, как они выражают свои эмоции, мысли на бумаге. Интересно наблюдать за реакцией ребят, когда мы знакомимся с произведениями великих мастеров искусства.                 Поколения меняются, а чувства и впечатления от знаменитых произведений остаются прежними. Очень важно, чтобы дети не оставались равнодушными, черствыми ко всему, что нас окружает.
          Конечно, меня, как любого учителя, радуют успехи ребят, победы на конкурсах, викторинах по изобразительному искусству, участие в выставках. Ребята с радостью отзываются на любые просьбы, предлагают свои варианты решения проблем и задач, активно проявляют свою гражданскую позицию.
           На уроках ребятам нравится работать разными материалами: сангиной, углем, гуашью и тушью, акварелью. Им интересно как с помощью разных материалов можно передать свое настроение, чувства и эмоции, как на плоском листе можно изобразить объемное изображение. В процессе работы они не просто учатся рисовать, постигать правила и основы изобразительного искусства, ребята учатся слушать себя, выражать свою сущность на бумаге.
         Верю, что мои уроки пригодятся каждому ученику, даже, если они и не станут великими художниками, вырастут добрыми, порядочными и небезразличными людьми.
          Я люблю свой предмет, потому что могу и учу видеть прекрасное в самых обычных предметах и вещах, явлениях. Учу с пониманием относиться к несправедливости, с которой иногда сталкиваемся в жизни, учу терпению и доброте, дружбе, учу быть людьми и гражданами своей Родины.
              Педагоги изобразительного искусства знают, что каждый ребёнок талантлив по-своему, в каждом можно найти ту «изюминку», которую необходимо раскрыть. Свеча, которая не горит, не может зажечь другую свечу. Также и здесь, пассивный учитель, не способный творчески действовать, не сможет пробудить интерес школьников, зажечь их фантазию и воображение.
              Одарённые дети, это те дети, которые ярко демонстрируют свои способности в различных областях: в интеллектуальной, в творческой или в спортивной. Возникает вопрос: как развить одарённость на уроках изобразительного искусства? Вопрос очень актуален тем, что на талантливую молодёжь наше общество питает большие надежды, так как именно она сделает прорыв в будущее нашей страны. Поэтому выявление и развитие одарённости стало важной педагогической темой, моей профессии.
Для развития одарённости или творческих способностей на уроках изобразительного искусства я применяю различные методические приёмы. Что бы достигнуть своих целей я использую:
-методику коллективного творчества;
-метод творческого проекта;
-интересные формы проведения уроков;
-творческая практическая деятельность.
           Например, проектное обучение поднимает мотивацию учебной деятельности, способствует самореализации, учит принимать и выдвигать самостоятельные решения. При методике коллективного творчества, учащиеся учатся: работать в команде, в группе, учатся уважать мнения других, приобретают коммуникативные навыки.  Форма проведения уроков –это сотворчество учителя и ученика, происходящий в диалоге. Применяю игровые технологии, игры (проектировщики, дизайнеры, художники будущего), возникают творческие ситуации, побуждающие у детей новые идеи, раскрывается воображение, фантазии, логика. Очень важно, чтобы на каждом уроке каждый учащийся испытывал радость от раскрытия своих умений, при этом формируется у него вера в свои силы. Так же на уроках использую различные художественные техники. Главное тут развить воображение и интерес у учащегося.
По итогам работы выявляются характерные черты одарённого учащегося:
-задаёт много вопросов;
-выдвигает идеи, стремиться к самовыражению;
-развито пространственное мышление;
-развито чувство композиции;
-развито чувство глазомера;
-разбирается в цветовой гамме;
-имеет дизайнерские способности;
-имеет правильные жизненные ценности.
        С такими учащимися продолжаю работать в научно-исследовательских проектах, даю им задание на выполнение графических рисунков, привлекаю на кружковые занятия, изо- студию при школе, занятия внеурочной деятельности, где они учатся художественной грамотности и приобретают практические навыки. Для успешной работы по развитию одарённости, сам учитель должен иметь незаурядные способности: актёра, психолога, быть знатоком во всех областях человеческой жизни, чтобы находить нужный стиль с учащимися.
          Моя методическая цель: формирование всесторонне-развитой личности, формирование художественной и эстетической культуры, помочь ребёнку открыть самого себя, увидеть красоту в каждой травинке, в каждой росинке, в каждом изгибе орнамента. Творческое раскрытие учащихся должно стать главной стратегией современного учителя новой формации. Чтобы внутренне соответствовать новому уровню жизни, новым профессиональным стандартам, я, как учитель, постоянно совершенствуюсь в интеллектуальном, нравственном, коммуникативном, эмоциональном, рефлексивном планах. Переход на новые образовательные стандарты, в основе которых лежат требования к структуре образовательной программы, требования к обеспечению образовательного процесса и требования к результату, заставили меня по- новому взглянуть на обучение действию, то есть на использование проектно-исследовательской технологии на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности как технологии развивающего обучения. Метод проектов (от греческого – путь исследования) – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования (обучение регулятивному действию) и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий –проектов. Это гибкая модель организации образовательного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности ребенка, развитие его интеллектуальных и физических возможностей под контролем учителя. Проектность – определяющая черта современного мышления. Проектное мышление – процесс обобщенного и опосредованного познания действительности, в ходе которого, ребенок использует знания, полученные не только по изобразительному искусству, но и по другим предметам. Ребенок проектирует, а значит, действует, и это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (естественной и искусственной).
В ходе своей работы по проектно-исследовательской деятельности обучающихся я выделила основные требования, предъявляемые к отбору детских творческих проектов:
·         учет интересов детей;
·         комплексное отражение изученных теоретических вопросов и практических знаний;
·         творческая направленность;
·         соответствие уровню подготовки обучающихся (индивидуальным, возрастным, физиологическим возможностям);
·         общественно полезная и личная значимость;
·         обеспечение эргономических и безопасных условий труда;
·         отражение специфики региона и местных условий.
Использование технологий проектирования позволяет развивать всю систему универсальных учебных действий (УУД) на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности:
— личностные (готовность и способность к саморазвитию, самостоятельность и личная ответственность, то есть самоопределение; мотивация учебной деятельности, самооценка, целостный взгляд на мир, то есть смысло-образование;
— регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль и самоконтроль коррекция и оценка);
— познавательные (обще учебные, знаково-символические, информационные, логические);
— коммуникативные (инициативное сотрудничество, взаимодействие, управление коммуникацией).
     Таким образом, мое педагогическое кредо:
«Впечатление – это сила, устанавливающая погоду в духовном мире ребенка. Надо, чтобы оно было добрым и возвышающим. Насильно обогащать духовный мир ребенка – то же, что сажать яблоки в отравленную почву».
Я приветствую отсутствие жестких рамок, признанных образцов и эталонов, приветствую свободу и радость детского творчества. Убеждена в том, что нет детей, неспособных к творчеству, просто у всех разный арсенал средств для выражения собственных мыслей и чувств.
  


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы